Первые шаги птицефабрики
Государственное предприятие «Птицефабрика «Солигорская» было образовано в феврале 1971 года на базе совхоза «Солигорский». После открытия предприятие вошло в состав Минского производственного объединения по птицеводству.
Первые шаги птицефабрики были непростыми, ведь работа птичницы в то время требовала немалых усилий. Все действия – от кормления птиц до сбора яиц – выполнялись вручную.Тяжелые вагонетки то и дело сновали по птичнику, обеспечивая несушек всем необходимым. Корма и витаминные добавки смешивались и собственными силами работников разносились птице.
Кардинально отличалась от современной материальная база предприятия. На птицефабрике не было ни убойного цеха, ни кормохранилищ. Корма доставлялись грузовыми машинамии сгружались на местные склады. Деревянные клетки и кормушки, которыми были оснащены птичники, не отвечали запросам времени. Вразы более сложным был процесс выращивания цыплят. Технология производства осуществлялась по замкнутому циклу. Суточных цыплят фабрика получала из инкубатория, располагавшегося в г.п.Старобин. Своими силами сотрудники предприятия отделяли курочек от петушков и доращивали молодняк.
За сухим термином «выращивание» стоит процесс, требующий осторожного, внимательного и даже чуткого отношения к работе. Прежде чем окрепшие цыплята вырастут и будут переведены в общий птичник, им предстоит период акклиматизации. Это и сегодня процесс кропотливый и сложный. Можно только представить себе, насколько трудным он был тогда.
Взрослые птицы также требовали пристального внимания специалистов предприятия. Малейший стресс моментально сказывался на их способности нести яйца. Для получения высоких результатов сотрудникам необходимо было не только обеспечивать курам сбалансированное питание, но и поддерживать в птичниках правильный микроклимат. Все это требовало от людей больших энергозатрат.
Во многом именно теми сотрудниками птицефабрики, которые работали здесь с момента ее основания, заложен фундамент процветающего производства.
Первым директором предприятия был Анатолий Иванович Махвееня. Управлению птицефабрикой он посвятил 17 лет. Под его руководством из небольшого комплекса птицеводческой фермы сформировалось крупное производство республиканского значения.
В 1971 году первостепенной задачей стало возведение новых корпусов предприятия. Анатолий Иванович Махвееня и Сергей Васильевич Рябый, который вел строительные работы, на стареньком «москвиче» ежедневно ездили из Солигорска в Минск и обратно, бесконечно согласовывая проект строительства, добывая необходимые материалы, решая организационные вопросы.
В 1974 году был сдан в эксплуатацию батарейный цех с возможностью размещения 60 тыс. цыплят, где они содержались до 30 дней. В этом же году был открыт акклиматизатор на 29 тыс. голов для выращивания молодняка до 120 дней и три птичника вместимостью 22 тыс. голов.
В 1975–1976 годах введены в строй еще три новых птичника и один акклиматизатор, построен центральный склад.
Предприятие делало медленные, но уверенные шаги к процветанию.
Большая модернизация
Периодом стремительного развития для птицефабрики стали 1970–1980-е годы. За несколько десятилетий кардинально изменились условия труда людей, расширился выпускаемый ассортимент, была модернизирована производственная база предприятия.
В те годы плановая экономика, являвшаяся основой финансового развития СССР, использовалась как инструмент наращивания производства. Плановые нормативы росли от пятилетки к пятилетке, однако коллектив птицефабрики «Солигорская» благодаря высокой рентабельности производства и грамотной организации рабочего процесса успешно справлялся с доведенными планами. К концу 1970-х годов объем производства фабрики составлял 36,5 млн штук яиц в год. Эта цифра сопоставима с месячной выработкой современного ОАО «Солигорская птицефабрика», однако в 70-е годы XX века такие показатели имели внушительный вес.
Птичник птицефабрики к концу1970-х годов вмещал всего лишь 20 тыс. кур-несушек, что побуждало руководство предприятия заняться дальнейшим его развитием. С этим решением был связан интересный эксперимент птицефабрики: из российского питомника сюда были привезены яйца цесарок. Экзотическая птичка несла удивительные яйца, настолько крепкие, что в пасхальные праздники такое яйцо оставалось целым даже после нескольких попыток его разбить. Цесарок на фабрике было немного, около 5 тыс. штук, поэтому содержались они напольно и, как вспоминают работники, отличались исключительной прожорливостью и крикливостью.
Одновременно с расширением ассортимента модернизировалась и производственная база предприятия. Оборудование российского производства, установленное на птицефабрике изначально, сменилось техникой украинского производителя, что позволило разместить в птичниках предприятия уже 36 тыс.голов птицы и сократить число обслуживающего персонала до двух человек – слесаря и птичницы.
Преодоление трудностей
В 1988 году по результатам проведенных на птицефабрике демократических выборов предприятие возглавил Борис Иванович Зинчук, на протяжении 10 лет работавший главным экономистом предприятия.
Борис Иванович отлично знал производство. Вероятно, именно поэтому коллектив доверил ему судьбу фабрики и свое профессиональное будущее в 1990-е годы – сложный период для производственных предприятий страны. Новому директору довелось руководить фабрикой в экономически нестабильное время, но даже в непростых условиях Борис Иванович стремился непросто поддерживать предприятие на плаву, но и двигать его вперед. Изучая зарубежный опыт, он не только перенимал достижения в организации производства, но и анализировал успехи иностранных предприятий в организации быта их сотрудников. Именно Борис Иванович еще в 1990-е годы, вероятно, одним из первых в республике провел ландшафтные работы на территории своего предприятия. Туи, ивы, ели, посаженные им тогда, до сих пор радуют глаз посетителей и сотрудников птицефабрики.
Кризис 1990-х годов предприятие под руководством Зинчука Бориса Ивановича пережило без значительных потерь. Руководство работало продуктивно, быстро находило для фабрики новые источники дохода. Некоторое время на предприятии даже пробовали разводить лис и песцов.
Преодолеть кризисные годы помогли новые начинания. Так, верным и прибыльным решением стало создание в 1992 году фирменной торговой сети. В Солигорске было открыто 14 фирменных торговых павильонов птицефабрики. Собственная торговля требовала расширения ассортимента. Наряду с яйцами в павильонах продавали мясо кур-несушек и бройлеров.Стало очевидно – без собственного убойного цеха обеспечить бесперебойные поставки предприятие не сможет. И уже в 1993 году убойный цех при птицефабрике был построен. Павильонная продукция не просто помогла предприятию пережить кризис, но и на протяжении ряда лет приносила фабрике стабильный доход.
Однако после появления в городе супермаркетов выручка в павильонах упала. Утратившие свою рентабельность, они были закрыты.
Конец века стал для предприятия временем новых преобразований. К началу 1997 года, когда физический износ технологического оборудования птицефабрики составил 92 %, остро встал вопрос о реконструкции и замене оснащения. На постсоветском пространстве подходящих производителей не нашлось, и Борис Иванович обратился к зарубежному рынку. Выбор пал на немецкое оборудование фирмы Big Dutchman, успевшее зарекомендовать себя как технику высокого качества. После успешных переговоров с поставщиком на фабрику прибыло современное оборудование.
Переоснащение позволило предприятию расширить птичники и содержать на фабрике уже 60 тыс. кур-несушек. По меркам времени это был настоящий прорыв, революция в сфере птицеводства. Модернизированная птицефабрика привлекала внимание в республике. Вскоре предприятие посетил Премьер-министр Сергей Степанович Линг.
После визита высокого гостя всем птицефабрикам страны было рекомендовано взять пример с Солигорской фабрики и установить на своих площадях подобное оборудование.
Полное перевооружение предприятия было завершено в 2007году.
Параллельно с совершенствованием техники расширился ассортимент птицефабрики. Так, в конце 1990-х годов здесь начали разводить перепелов.
Руководству птицефабрики понадобилось много сил и творческой энергии, чтобы приучить покупателя к перепелиному яйцу – маленькому пестрому кладезю витаминов и микроэлементов. Привлечение потребителя осуществлялось в несколько этапов. Производство яиц прекращалось в связи с отсутствием спроса, а потом, спустя некоторое время, возобновлялось вновь. Только с третьей попытки регулярный сбыт перепелиных яиц в объекты розничной торговли удалось наладить. В конечном счете это решение оправдало себя и с точки зрения рентабельности, и с точки зрения насыщения рынка.
В 2003 году потребитель получил от Солигорской птицефабрики еще один гастрономический сюрприз – куриные и перепелиные яйца, обогащенные селеном, под торговой маркой «Молодецкие», которые сегодня являются визитной карточкой предприятия.
В 2006 году вклад работников предприятия в птицеводческую отрасль страны был оценен, и Солигорская птицефабрика получила Премию Правительства в области качества. На протяжении нескольких последующих лет фабрика не уступала почетное первенство другим производителям яиц.
Так период временных трудностей вылился для Солигорской птицефабрики в настоящую «золотую эпоху».
Птицефабрика сегодня
Продукция птицефабрики знакома любому в стране. Куриные и перепелиные яйца, выпущенные в Солигорске, пользуются у людей популярностью - фактически каждое третье яйцо, которое белорусы съедают на завтрак, производится здесь.
За период существования птицефабрики объемпроизводства куриных яицувеличился в 100 с лишним раз. Сегодня по объему выпуска куриного яйца ОАО «Солигорская птицефабрика» занимает второе место в Республике. Ежегодно здесь производится куриных яиц больше, чем в каждой из областей Республики Беларусь, за исключением Минской. К производству перепелиных яиц на птицефабрике приступили в конце 1990-х годов. За этот период объем их производства увеличился в 500 раз. Сегодня по количеству произведенного в Республике Беларусь перепелиного яйца ОАО «Солигорская птицефабрика» занимает лидирующую позицию. Удельный вес птицефабрики в общем объеме произведенного в Республике Беларусь перепелиного яйца составляет 91%.
В связи с наблюдающимся в республике перепроизводством яйца Солигорская птицефабрика находится в постоянном поиске новых видов продукции с более высокой добавленной стоимостью. Так, в ОАО «Солигорская птицефабрика» освоен выпуск продуктов, многие из которых не имеют аналогов на территории Республики Беларусь.
Яйца куриные мытые и дезинфицированные, выпускаемые птицефабрикой с 2010 года, пользуются спросом у предприятий общественного питания, а так же у ретейлеров, имеющих собственное кулинарное и кондитерское производство. Объем производства мытых яиц ежегодно увеличивается на 20%.
В 2019 году ОАО «Солигорская птицефабрика» вышла на рынок Республики Беларусь и ближнего зарубежья с новой линейкой продуктов для розничного потребителя «Чистое яйцо» – мытыми и дезинфицированными куриными яйцами, расфасованными в мелкоштучную упаковку.
Последней разработкой специалистов предприятия стали яйца куриные «Лайт» с пониженным содержанием холестерина. Данный продукт создан для тех, кто заботится о своем здоровье. Яйца куриные с пониженным содержанием холестерина производятся по уникальной технологии, разработанной специалистами ОАО «Солигорская птицефабрика» и не имеющей аналогов в Республике Беларусь.
В своей работе ОАО «Солигорская птицефабрика» учитывает современные технические достижения отечественных и зарубежных производителей, постоянно осваивает новые виды продукции и технологии.